Выступление
на педагогическом совете
на тему
«Профессионального выгорания педагога»
Подготовил: педагог-психолог
Аршалынской сш№1
Спиряева А.М.
Профессиональное выгорание –
термин эмоциональное выгорание введен
американским психиатром
Х. Фрейденбергером в 1974 году.
Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них. Это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях группы «человек – человек».
Признаки профессионального выгорания
1) чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
2) дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам, студентам, ученикам);
3) негативное профессиональное самовосприятие — ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства;
4) ухудшение здоровья. Причины, по которым профессию педагога можно отнести к «группе риска»
Требования к педагогу со стороны родителей
Требования современной системы образования
Требование школьной администрации, отдела образования и т.д.
Требования к самому себе
Взаимоотношения с учениками, коллегами, родителями
Основная причина возникновения ПВ - это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику,
и его реальными возможностями
Основная причина возникновения ПВ - это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями
Стадии профессионального выгорания
Первая стадия
- начинается приглушение эмоций, сглаживания остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе;
- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Оставьте меня в покое!»
- наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, сбои выполнении каких – либо двигательных действий. Из–за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий
специалистом на фоне ощущения нервно – психической напряженности.
Вторая стадия
- возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для
организма уровень;
- у педагога падает интерес к работе, к общению (желание «никто бы меня не трогал»);
- происходит нарушение сна, головные боли по вечерам;
- повышается раздражительность;
- увеличивается число простудных заболеваний.
Третья стадия (личностное выгорание)
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
- проявляется полная потеря интереса к работе, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил;
- появление хронических заболеваний (сердечно – сосудистая система, желудочно – кишечный тракт).
Профилактика ПВ
1) Саморегуляция:
Ø Управление дыханием
Ø Управление тонусом мышц, движением
Ø С воздействием слова
Ø С использованием образов
2) Забота о здоровье. Занятие спортом и физкультурой
3) Быть творческим
4) Создание благоприятных условий на работе и дома
5) Быть позитивным
Смехо-терапия
Просмотр видео ролика.
1. Дыхательные упражнения
2. Упражнение «Ловец блага»
Найдите и запишите положительные моменты в следующих ситуациях:
1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.
2. Вы опоздали на автобус.
3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.
3. Упражнение «Мышечная релаксация» по методике Джекобсона Важно запомнить, что наша главная задача на глубоком, медленном вдохе напрягать определенную группу мышц, затем задержать дыхание на 5 секунд.
А на медленном выдохе максимально расслабить эти мышцы.
Затем восстановить дыхание и в течение 30-ти секунд сосредоточить внимание на возникающее расслабление.
Группы мышц |
Упражнения |
1. Кисти рук |
1. Сжать кисти рук |
2. Руки (кисть, предплечье, плечо) |
2. Попытаться дотянуться руками до противоположной стены, сильно растопырив пальцы |
3. Шея и надплечье |
3. Плечами дотянуться до мочек ушей |
4. Мышцы спины |
4. Свести лопатки и потянуть их немного вниз |
5. Стопы |
5. Попытаться дотянуться пальцами стоп до голени |
6. Ноги |
6. Встать на цыпочки и напрячь мышцы ног |
7. Мышцы лба |
7. Поднять брови высоко вверх |
8. Мышцы носа, щек |
8. Сморщить нос |
9. Мышцы щек, шеи |
9. Растянуть уголки губ («Улыбка Буратино») |
10. Мышцы губ |
10.Вытянуть губы трубочкой |
Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры
Упражнение «Ластик»
Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств
Запомните пять простых правил:
1. Освободите свое сердце от ненависти - простите всех, на кого вы были обижены.
2. Освободите свое сердце от волнений - большинство из них бесполезны.
3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
4. Отдавайте больше.
5. Ожидайте меньше.
Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.