Направление: физика
Тема научно-исследовательского проекта: «Влияние шума на здоровье учеников».
Автор: Зубова Анастасия
Казахстан, Акмолинская
область, Аршалынский район, п.Аршалы, АСШ №1, 10 класс.
Руководитель: учитель
физики Нурбеков Ильяс Ергалиевич.
АННОТАЦИЯ
Шум довольно распространен в наши дни. Шум –
звук, в котором изменение акустического давления, воспринимаемое ухом,
беспорядочно и повторяется через разные промежутки времени. Как и все
физические явления, шум имеет и положительные качества и отрицательные.
Человек слушает приятную музыку, чтобы расслабиться, снять усталость, поднять
себе настроение. Отсюда можно сказать, что шум оказывает благотворное влияние
на нас. Но шум имеет много вредных и опасных для человека
свойств. Наиболее распространённые симптомы шумового влияния -
раздражительность, рассеянность. Шумовое загрязнение ограничивает
продолжительность труда, приводит к преждевременному расстройству
и разрушению слухового аппарата, вызывает у человека различные
болезни: тугоухость, глухота, неврозы, психические расстройства,
сердечно-сосудистые заболевания (гипертония, аритмия), нарушения
нервной системы и др. Шум обостряет хронические заболевания.
В связи с этим возникла серьезная
проблема защиты людей от звуковых явлений. Сильный продолжительный и
особенно постоянный шум - скрытый и опасный враг человека и других живых
существ.
Гипотеза исследования:
Исследование опирается на предположение о том, что учащиеся могут обезопасить
себя от вредного воздействия шума и повысить умственную работоспособность,
если:
·
получат знания об особенностях
звука и его влиянии на слух человека;
·
понизят «шумовое загрязнение» на
переменах;
·
внимательно отнесутся к нашим
рекомендациям, разработанным в ходе выполнения проекта.
Объект исследования:
шум как звуковое явление.
Предмет исследования:
воздействие шума на организм ученика.
Цель работы: изучить
влияние шума на здоровье учеников.
Для реализации поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический
анализ научной литературы, опытно-экспериментальная работа, наблюдение, беседа,
анкетирование, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Исследование остроты слуха учащихся 9 классов по тесту.
Измерение шума.
Микроисследование № 1
Острота слуха – это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята
ухом испытуемого. Нормальным слухом считается такой, при котором тиканье ручных
часов среднего размера слышно на расстоянии 10 - 15 см.
Тест «Определение остроты слуха»
Оборудование: механические часы, линейка.
Порядок работы:
1. Приближайте часы до тех
пор, пока не услышите звук. Измерьте расстояние от уха до часов в сантиметрах.
2. Приложите часы плотно к
уху и отводите от себя до тех пор, пока не исчезнет звук. Опять определите
расстояние до часов.
3. Если данные совпадут, это
будет приблизительно верное расстояние.
4. Если данные не совпадут,
то для оценки расстояния слышимости нужно взять среднее арифметическое двух
расстояний.
Нормальным слухом будет такой, при котором тиканье ручных часов среднего размера слышно на
расстоянии 10-15 см.
Микроисследование № 2
Особую опасность представляют плееры для подростков. Громкость звука плеера составляет
100-114 дБ. Здоровые барабанные перепонки без ущерба могут переносить
громкость плеера в 110 дБ максимум в течение 1,5 мин.
Цель работы: определение количества учеников, у которых есть v плеер.
Ход работы: Мы провели общешкольный опрос среди 5-11
классов. Определив количество людей, имеющих плееры или сотовые телефоны с
наушниками.
Микроисследование №3
Учащимся девятых классов была предложена анкета.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
Результаты
неутешительны. Большинство девятиклассников любят слушать тяжёлую
музыку (рок, рэп), которая больше всего раздражает ушные перепонки. Наиболее
благоприятная музыка, к сожалению, на последнем месте. Т.к. многие
учащиеся слушают музыку во время выполнения уроков,
то качество умственной работы при этом снижается.
Большая часть школьников предпочитает слушать музыку через колонки, и это
правильно, т. к. звук рассеивается, тем самым менее воздействует на перепонки,
в отличие от наушников (при одинаковой громкости).
Раздражение от постороннего шума зависит в основном от темперамента человека. Более
половины очень часто бывают «на взводе».
Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения
учителя на уроке? Если человек о чем-то задумался, он перестает воспринимать
все вокруг себя - «летает в облаках». Те, кто ответили «нет» судя по всему
очень внимательные люди.
Можете ли вы заснуть под громкий, надоедливый шум?
Сильно уставший человек не обращает внимания на посторонние раздражители.
Меньшинство – эмоциональные или бодрые люди.
Просыпаетесь ли вы под звук будильника? Здесь слух
большой роли не играет. Просто во время сна у одних мозг «отключается» сильнее, чем у других.
Задумываетесь ли вы о том, что постоянное увеличение
уровня шума в городах может привести к печальным последствиям? Очень жаль, что
многие не задумываются над этой важной проблемой. Однако мы считаем, что с
возрастом они поймут ее значимость.