Использование игровых технологий на уроках русского языка (на материале урока-игры
"Путешествие по стране Русский язык" в 6 классе)
Пивень Серафима Сергеевна fkzcmtdf@mail.ru
Аршалынская средняя школа №1
Цель работы обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.
Задачи:
· Раскрыть особенности технологии игрового обучения;
· Показать методику организации уроков с использованием игровых технологий;
· Определить место игровых технологий в учебно-воспитательном процессе;
Гипотеза: Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
Что такое современный урок? Как повысить эффективность современного урока русского языка? Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен учащимся, задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения школьников, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.
Одной из важнейших составных частей обучения русскому языку и литературе является развитие познавательной активности учащихся на уроках, то есть
формирование у них интереса к изучаемому предмету. Под интересом в методическом плане понимается такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познавать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке. Большое значение для развития интереса у школьников имеет создание контакта между учителем и детьми. Учитель не должен упустить из своего внимания особую чуткость к личности ребёнка. Доброжелательное отношение к учащимся – одно из важнейших условий, способствующих формированию у школьников интереса к изучаемому предмету.
Известный педагог и психолог П.П. Блонский, рисуя образ учителя, писал:
« Дорожите цельным впечатлением ребёнка, его думою и настроением…»
Лев Николаевич Толстой писал: «Чем труднее работать учителю, тем легче учиться ученику».
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечивала бы развитие индивидуальных способностей каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям.
Существуют разные методы повышения интереса к предмету. Элемент, который особенно привлекает детей - это занимательность. Игровая технология является одной из уникальных форм обучения. Они позволяют сделать интересной и увлекательной работу школьников, делают эмоционально окрашенными
процессы запоминания, усвоения, повторения и закрепления информации.
Современные методисты предъявляют к дидактической игре такие требования, как соответствие ее учебно-воспитательным целям урока, доступность для учащихся данного возраста, умеренность в использовании на уроке.
Формы уроков с использованием игровых технологий могут быть разнообразны :
· игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий ( урок- соревнование, урок- конкурс, урок- путешествие, урок- КВН);
· ролевые игры на уроке (инсценирование)
· игровая организация учебного процесса с использование заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найти орфограмму,
произвести один из видов разбора и т.д.);
· различные виды внеклассной работы по русскому языку (экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.).
Покажем на примере фрагментов урока - игры "Путешествие по стране Русский Язык", как реализуются игровые технологии при повторении темы "Лексика" в 6 классе.
В мобилизирующей части урока для создания психологического настроя ученикам предлагается задание, связанное с разными вариантами чтения
скороговорок (тихо и умеренно; громко и уверенно). Такое задание развивает экспрессивную речь, позволяет отработать навыки правильной и четкой
артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.
Дале учитель рассказывает о стране Русский язык со множеством населенных пунктов, одним из которых является город Лексика. Предлагается осуществить увлекательное путешествие по данному городу. На уроке потребуется следующее оборудование: красочно оформленная карта города, кроссворд, лото антонимов. Для актуализации знаний по соответствующему разделу требуется ответить на вопросы о том, что такое лексика, чем отличается слово от других единиц языка.
При повторении темы "Однозначные и многозначные слова" учащимся необходимо вспомнить содержание самих понятий и записать предложения с
различными значениями полисемичных слов. Составление предложений - игра,развивающая способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсемнеожиданные связи между привычными предметами, создавать новые целостные образыиз отдельных равноценных элементов.
Другой формой игры на рассматриваемомуроке служат загадки, которые помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки различных объектов, тренируют быстроту и гибкость ума, способность находить оригинальные решения. Приведем примеры таких загадок: "Я приправа хорошая к столу и в цель могу пустить певучую стрелу" (лук); "Я шуба длинная, до пят, и в фигурном катанье меня всякий увидеть рад" (тулуп).
На следующем этапе урока, когда дети оказываются на "улице Синонимов", проводится беседа, направленная на развитие речи, формирование логического
построения ответа на поставленный вопрос. В ходе такой беседы ученики приходят к выводу о функциях синонимов в речи ( синонимы позволяют максимально точно выразить мысль, избегать повторов, делают высказывание выразительным). Далее предлагается игра "в слова", которая обогащает лексический запас ребенка, помогает быстро находить нужные синонимы. Требуется подобрать синонимы к указанным словам. Большинство таких игр
рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание ( например, 3-5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.
Оказавшись на "проспекте Антонимов", ученики играют в лото. Для лото вырезаются карточки по количеству играющих. каждая карточка содержит 6 клеток. В каждую клетку записывается слово, у которого есть антоним. Затем по количеству клеток готовятся карточки ( размером с клетку лото каждая). На каждой из карточек записываются антонимы к словам. Все нумеруются. На уроке карты лото раздаются ученикам, а карточки перемешиваются. учитель поднимая карточку, называет слово. Играющий ищет антоним к этому слову на своей карточке. Победителем окажется тот, кто быстрее других закроет
карточками все клетки данной карты. Ему предоставляется право потребовать от всех учащихся составления словосочетаний с анонимами, которые оказались еще не включенными в игру. Лото как форма игры выбрана здесь для того, чтобы мотивировать детей к получению большего количества очков, развития лидерских качеств. Повторяя усвоение темы "Антонимы", они учат тоже одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать
их между собой.
На заключительном этапе урока проводится фронтальный опрос в форме игры "Третий лишний". Он направлен на проверку усвоения понятий "синонимы" и
"антонимы", выявление умения находить слова данных парадигматических групп в контексте, а также на развитие мышления. В ходе игры при ответе на
поставленный вопрос необходимо выявить нужное слово. Приведем некоторые примеры.
- Когда зрячий человек бывает слепым?
(Неграмотный, всезнающий, неуч.)
-Какой год продолжается всего один день?
( Новый, старый, наступающий.)
-Из какого крана нельзя напиться?
(Подъемного, грузоподъемного, кухонного.)
Результаты урока показывают, что игра стимулирует умственную деятельность учеников,
развивает внимание и познавательный интерес к предмету, тренирует память,
формирует речевые умения и навыки.
Игровые технологии занимают важное
место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют
воспитанию познавательных интересов и активизации творческой деятельности
учащихся, но и выполняют ряд других функций. Таким образом, игровую технологию
можно поставить в один ряд с другими приемами и средствами обучения. Но она
имеет не только обучающее значение: игра может стать средством формирования
познавательных интересов учащихся, может активизировать творческие способности.
При подготовке к игре учащиеся
часто включаются в разнообразную дополнительную познавательную деятельность.
В играх часто используются
различные предметы, игрушки, рисунки, карточки, таблицы, плакаты, модели,
карты, подготовленные сценарии, диалоги, заученные отрывки стихов, пословицы,
поговорки и другие материалы. Школьники вовлекаются в подготовку этих
дидактических средств. Они обращаются к различным источникам: художественным
произведениям, словарям, справочникам, описаниям, исторической и
научно-популярной литературе и т. д. Это воспитывает интерес к предмету.
Большое значение игры имеют для
воспитания личности школьника, для формирования черт его характера. В игре
развиваются организованность, выдержка, умение планировать ряд последовательных
действий, умение остановить свои желания, подчиниться коллективу, правилам игры.
Это воспитывает умение преодолевать трудности, тренирует волю ребенка.
Игра развивает чувство
товарищества, дружбы, так как в случае необходимости играющий должен уступить,
помочь товарищу. Играя в составе команды, каждый ученик несет ответственность
за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды,
каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким
образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Игра снимает напряжение, но повышает
чувство ответственности перед одноклассниками.
Во время игр развиваются и
совершенствуются все мыслительные процессы: анализ, сравнение, классификация,
обобщение и др. Стремление найти ответ на вопрос, поставленный в игре, желание
первым решить задачу вызывают мыслительную и речевую активность учащихся.
Итак, из сказанного о роли игры на
уроках русского языка можно сделать следующие выводы:
·
игра — один из приемов обучения русскому языку,
помогающий создать на уроке речевую ситуацию; следовательно, игра — средство
активизации деятельности учащихся на уроке;
·
правильно организованная с учетом специфики
материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и
навыки;
·
игра стимулирует умственную деятельность
учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
·
игра — один из приемов преодоления пассивности
учеников;
·
игра воспитывает у школьников
дисциплинированность, организованность, ответственность и коллективизм.
Литература:
·
В.П.Беспалько.
Педагогика и прогрессивные технологии - М.,1995.
·
В.И.Боголюбов.
Педагогические технологии: эволюция понятия – М., «Просвещение», 2011
·
И.В.Никишина.
Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и
методического процессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
·
Мухина
С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А. Мухина, А.А.
Соловьева. – Ростов н/Д, 2004. – 384 с.
·
Шауханов
А.А. К вопросу о классификации образовательных технологий Білім. Образование. –
2005. - № 6. – С. 72-76.
·
Учительская
газета «Игра, как наука» 2005г.