«Ақмола облысы білім басқармасының Аршалы ауданы бойынша білім бөлімі Аршалы кентінің №1 жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа №1 поселка Аршалы отдела образования по Аршалынскому району управления образования Акмолинской области»

Соцсети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Білім алушылардың тата-аналарына кеңес.

20.01.2024

Консультация для родителей обучающихся с образовательными потребностями (ООП).

«Зачем нужны развивающие занятия с детьми?»

«Как организовать дополнительные занятия дома, чтобы они были интересными и полезными»

Влияние родителей на успешность обучения очень велико. Родители, освоив некоторые приёмы и техники, могут предотвратить трудности обучения и помочь преодо­леть неуспеваемость у школьников. Выполняя задания ребёнок будет творчески формировать своё мышление, развивать во­ображение и тренировать другие важные психические функции, необ­ходимые для успешного обучения в школе.

В настоящее время количество школьников, которые испытывают трудности в обучении, неуклонно растёт. Раньше основными причина­ми неуспеваемости в школе считались неправильное воспитание и про­блемная социальная среда. В последние годы неуспешными оказываются и дети из вполне благополучных семей. И всё чаще хорошая успеваемость в школе даётся ребёнку ценой постоянных головных болей, проблем с же­лудочно-кишечным трактом или различных невротических проявлений.

Причиной трудностей обучения могут быть различные недоформирования отделов головного мозга. И это не значит, что с ребён­ком что-то не так. Ребёнок может быть абсолютно здоровым физически и умственно, но его мозг, который ещё развивается, не справляется со школьной нагрузкой.

Работу с детьми можно назвать благодатной почвой, так как мозг ребёнка, в отличие от мозга взрослого, находится в стадии формиро­вания. У каждой психической функции есть своя программа развития. Мозг ребёнка созревает гетерохронно: разные функции развиваются в разное время.

Коррекционно-развивающие занятия необходимы как детям, не успевающим в школе из-за отставания в развитии отдельных психических функций, так и детям, которые со школьной программой справляются, но в ущерб своему здоровью.

С какими проблемами приходится сталкиваться родителям и педа­гогам? Что чаще всего мы слышим от самого ребёнка?

Жалобы ребёнка и вероятная «расшифровка»:

  • «Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу выучить» — пробле­ма с памятью.
  • «Нечаянно пропустил, не заметил» — проблема с вниманием.
  • «Не понял» — проблема с мышлением, скоростью обработки ин­формации.
  • «Не могу представить» — проблема с воображением.

Жалобы ребёнка связаны с проблемой развития основ­ных психических функций.

Какие же психические процессы должны быть на хорошем уровне для успешного обучения?

В первую очередь — внимание.Причём внимание должно обла­дать произвольностью, достаточной концентрацией, устойчивостью, распределением и объёмом.

Концентрация и устойчивость помогают долгое время удерживать внимание на том или ином объекте деятельности, не отвлекаясь на по­сторонние раздражители.

Важен хороший объём внимания, особенно акустического. Это нужно для понимания инструкции, к тому же если она большая по содержанию.

Распределение внимания подразумевает одновременное восприятие разномодальной информации: например, слушать учителя и писать.

Именно на внимание ребёнка часто жалуются родители и педагоги.

С нейрофизиологической точки зрения, внимание может страдать из-за недоформирования глубинных отделов мозга. Но ко времени обучения в школе уровень развития этих отделов и, соответственно, все свойства внимания должны быть у ребёнка на достаточной высоте.

Также важны нейродинамические показатели, отвечающие за хоро­шую работоспособность.Если ребёнок быстро утомляется, то появ­ляется непроизвольное ослабление внимания. Возникает цикличность активности, когда периоды нормальной умственной работы чередуют­ся с полными спадами. Такой ребёнок просто «отключается» на уроке или в другой деятельности, которая требует долгого сосредоточения. За хорошую работоспособность также отвечают различные глубинные отделы головного мозга, так называемый «ствол».

Следующий пункт — это хороший уровень саморегуляции и кон­троля собственной деятельности. Иногда ребёнку приходится при­лагать усилия, чтобы выполнить то или иное задание. Для этого не­обходима воля. Если уровень самоконтроля низкий, то ребёнку будет трудно планировать и контролировать свои действия, тяжело соблю­дать какие-либо требования и инструкции. За сферу самоконтроля от­вечают лобные отделы головного мозга, которые созревают в послед­нюю очередь, примерно к 15-18 годам. Но в норме ребёнок к 7-8 годам обладает достаточным уровнем самоконтроля для обучения в школе.

Большое значение имеет хороший уровень всех видов восприятия.Например, недостаточный уровень зрительного восприятия может сказаться на восприятии отдельных признаков предмета, вызвав фраг­ментарность, неполноту образа.

При недоформировании зрительно-пространственного восприятия ребёнок может зеркалить буквы, путать их при написании. Ему трудно будет скопировать фигуру, держаться в строке при письме. За это отвечают теменно-затылочные и теменно-височно-затылочные отделы головного мозга.

При несформированности акустического восприятия могут возник­нуть трудности понимания инструкции, либо проблемы фонематиче­ского характера: различение звуков на слух, особенно оппозиционных фонем б-п, д-т и т. д. За это отвечают височные отделы головного мозга.

Качественному обучению мешают и проблемы в речевой сфере: небольшой словарный запас, нарушения звукопроизношения, недо­статочное развитие лексико-грамматического строя, связной речи.

Также для обучения необходим хороший уровень развития памяти.Как правило, зрительная память является у многих людей ведущей. По­этому проблемы с ней встречаются реже, чем со слухоречевой. За слу­хоречевую память отвечают височные отделы левого полушария. Если у ребёнка плохо развиты все виды памяти (зрительной, слухоречевой, двигательной), то это показатель несформированности глубинных отделов головного мозга, общего блока питания всех отделов мозга.

Необходим и хороший уровень мыслительных операций:анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умозаключения.

Также следует обратить внимание на ребёнка, если он импульси­венили медлителен,имеются трудности переключенияс одной деятельности на другую. Это может проявляться, например, в пись­ме (переключение с одной графемы на другую, ребёнок «застревает» и пишет одну букву или слог несколько раз подряд). За процессы пере­ключения отвечают заднелобные отделы головного мозга.

Важный аспект — сформированность межполушарного взаимо­действия, которое должно созреть в полной мере к 8 годам, но уже к 5 годам быть на хорошем уровне. Хорошее взаимодействие левого и правого полушарий необходимо, например, в математике (при реше­нии задач, особенно там, где нужно изобразить условие задачи в виде схемы), при письме (связь фонема — графема), особенно на началь­ных этапах обучения письму и чтению (ребёнок при диктовке не может вспомнить, как пишется та или иная буква).

У ребёнка должен отсутствовать гипер- /гипотонус в руке.Важна правильная постановка руки при письме.

Очень важна хорошая зрительно-моторная координация при чте­нии, списывании с доски.

Список основных трудностей, возникающих у школьников.

Трудности в письме

  • Не делает пропуски между словами, либо пи­шет предлоги слитно, а приставки отдельно. Не соблюдает границы полей, строки, клет­ки.
  • Не соблюдает правила переноса.
  • Зеркалит буквы.
  • Грязь в тетради, сплошные исправления, плохой почерк.
  • Слишком мелкие или слишком крупные буквы.
  • Пропускает буквы.Одна из причин пропуска гласных— несформированность зрительно-пространственных представлений, преимуще­ственно правого полушария.
  • Переставляет буквы в слове при написа­нии. Не может выучить словарные слова.
  • «Неучитывание» правил русского языка при написании.Помимо правил русского языка, причиной может являться, отсутствие контроля за собствен­ной деятельностью и процессами внимания.
  • Каждую букву пишет отдельно, без соеди­нительных элементов.
  • Низкий темп письма.Неправильная постановка руки может быть одной из причин низкого темпа пись­ма. Также: гипер- / гипотонус в руке, не автоматизированность навыка письма, утомляемость.
  • Слишком слабый или, наоборот, сильный нажим при письме.
  • Разные по наклону, высоте или ширине буквы.

Трудности в чтении

  • Низкая скорость чтения.
  • Знает буквы, но затрудняется при слиянии букв в слоги, слогов в слова.
  • Не понимает смысла прочитанного.
  • Переставляет буквы местами при чтении.
  • Присутствует «угадывающее» чтение.
  • Не может удерживать строчку при чтении, «соскальзывает».

Трудности в математике

  • Трудности усвоения состава числа. Первичные трудности в усвоении состава числа, как правило, заключаются в несформированности пространственной ориен­тации.
  • Трудности усвоения таблицы умножения.
  • При решении задач с трудом определяет порядок действий.
  • Плохо понимает условия задачи, что и как нужно искать.
  • Трудности понимания логико-грамматиче­ских конструкций.
  • Не может изобразить задачу в виде схемы. Проблемы с устным счётом.

Трудности в других видах деятельности

  • Путает «право», «лево», не может запом­нить дни недели, месяцы и времена года.
  • Плохо запоминает стихи.
  • Не может пересказать текст.
  • Не понимает смысла рассказа, не может вывести мораль.
  • Очень долго включается в работу.
  • Трудности концентрации внимания.
  • Утомляемость.
  • Импульсивность.
  • Медлительность.
  • Плохое воображение.
  • Слушает, но «не слышит» инструкцию.
  • Не умеет логически мыслить.
  • Бедный словарный запас.
  • Плохая слухоречевая память.
  • Плохая зрительная память.
  • Трудности понимания сюжетной картин­ки / серии сюжетных картинок.

Если присутствует хотя бы одна из перечисленных проблем, ребён­ку необходимы дополнительные занятия для развития той или иной психической функции.

Принципы занятия

  1. Коррекционный — преодоление неуспеваемости, устранение де­фектов за счёт корректировки и развития тех или иных психических функций.
  2. Эмоционально-реабилитационный — восстановление уверенности ребёнка в своих возможностях, повышение учебной мотивации, создание ситуации успеха.
  3. Стимулирующий — побуждение к разнообразным видам деятель­ности.

Самая приемлемая форма для дополнительных занятий — это игра.Игра является ведущей деятельностью, начиная с младенчества, ког­да появляются предпосылки игры, и до младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятель­ность. Но и в этом возрасте дети продолжают активно играть. Именно в игре проявляются их характер, эмоциональные переживания, уме­ние действовать по правилам.

В школьном возрасте внимание ребёнка становится более устой­чивым, идёт непроизвольное освоение учебного материала. Игровая форма повышает эффективность овладения материалом. Ребёнок, обучаясь, при этом получает удовольствие. Такая форма коррекции особенно полезна тревожным детям, которые боятся ситуации «неуспеха». Именно в игровой деятельности такие дети могут сбросить напряжение и полностью проявить себя, взять инициативу в свои руки.

Желательно выбрать для занятий 20-25 минут несколько раз в не­делю. Очень важно при этом не входить в роль строгого учителя, а соз­дать доброжелательную обстановку. Нужно исключить из поля зрения все отвлекающие предметы (телевизор, радио и т. п.).

Просмотров: 220


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст