Литературное чтение
Тема урока: Внеклассное чтение. В. Осеева. Долг.
Цель: учащиеся смогут выразительно прочитать рассказ, раскрыть образы героев, оценят действия и поступки.
Задачи урока:
-знакомство с рассказом и вовлечение учащихся в активное обсуждение ;
-развитие осмысленного чтения, умения анализировать текст, аргументировать, делать выводы, посредством приёмов критического мышления;
- совершенствовать умения внимательно слушать друг друга, развивать коммуникативные навыки общения;
- прививать учащимся навыки нравственных качеств: доброты, любви, ответственности;
- продолжать обучению самооценивания по критериям.
Критерии успеха: я могу выразительно читать и анализировать произведение, дать характеристику героям и их поступкам.
Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, учебник, тетрадь, сигнальные карточки к игре «Светофор».
Ход урока
1. Организационный момент Слайд 2
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
2. Проверка домашнего задания. Слайд 3 Время – 5мин
-Сегодня в течение всего урока вы будете себя оценивать, проставлять баллы в листе оценивания. Наивысший балл – 5, низший балл – 3. В конце урока выставим отметку по количеству баллов.
Домашнее задание |
Приём «Круги на воде» |
«Чтение с остановками» |
«Ромашка вопросов» |
Итоговая отметка |
|
|
|
|
|
Подсчитать количество баллов :25 -24 –«5», 23-20 –«4», 19 - 17 –«3»
Слайд 4
-С каким произведением познакомились на прошлом уроке и кто его автор? (рассказ «Сорок изыскателей» Сергей Голицын)
-О чем этот рассказ? ( о мальчике Мише, который мечтал стать изыскателем, открывать новые месторождения нефти, газа, свинца, урана и
других полезных ископаемых, и уже в школьные годы занимался обследованием подмосковных оврагов.)
-Вы должны были написать рассказ – исследование про любой минерал – камень. Как вы с эти справились. Давайте проверим сейчас.
Рассказ о камне. Чтение в паре. Взаимооценивание по критериям:
1.Соответствие теме.
2. Композиция ( построение текста)
3. Логическая связь предложений.
4. Грамотность
5. 7-10 предложений.
Предложить прочитать одному ученику от какждой группы.
Оценивание «Светофор»
3. Актуализация, сообщение темы и цели урока -
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, прочитав которое, убедимся, как важно бережно относиться друг к другу.
Название рассказа вы узнаете, если правильно сложите буквы в слово
ЛОГД – ДОЛГ Слайд 5
-Как вы понимаете слово «долг»? Обратимся к толковым словарям Ожегова, В. Даля. (зачитывание из словарей данного понятия) Слайд 6
Долг - категория этики, нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести.
Долг- То же, что обязанность. Человек долга (честно выполняющий свои обязательства)..
Долг- то, что взято взаймы. Слайд 7
-Сегодня вы познакомитесь с рассказом В. Осеевой «Долг»
Вы сможете выразительно прочитать это произведение, раскрыть образы героев и дать оценку их действий и поступков. Какой успех в обучении вас сегодня ожидает?
Критерии успеха: я выразительно читаю рассказ В Осеевой «Долг» и могу оценить действия героев и их поступки.
Слайд 8
4. Мотивация учебной и познавательной деятельности. Мозговой штурм
Понятие «долг» неразделимо с понятиями «дружба» , «честь» и «достоинство»А вы можете установить эту связь? Как эти два понятия перекликаются друг с другом?
(Друзья должны быть ответственными друг перед другом, необходимо честно выполнять свои обязательства, быть хозяином своего слова и
действовать по совести).
5.Изучение новой темы. Знакомство с автором Игра «Верите ли вы...?»
Прежде чем мы начнём читать рассказ, познакомимся с творчеством писательницы через игру «Верите ли вы?».
–Верите ли вы, что она родилась в Москве? ( В.А.Осеева родилась в 1902 году в Киеве в семье инженера – строителя ).
– Верите ли вы, что она училась в педагогическом институте? ( Окончив гимназию, она поступила в театральный институт на актерский факультет).
Верно ли, что Осеева работа ла в детском доме в Подмосковье? ( Да, 17 лет).
Верно ли, что под влиянием детей детского дома она начала писать рассказы о детях? ( Да, в детском доме , Осеева начала сочинять рассказы
и читать детям. Они им очень нравились и они уговорили Валентину Александровну написать то, что она рассказала и отнести их в редакцию).
Верно ли, что первый рассказ назывался « Мальчишки»? (Нет, в 1937 году - «Гришка», о мальчике беспризорнике).
Верно ли, что Осеева получила в 1952 году Государственную премию за произведение “Васёк Трубачёв и его товарищи”. (Да)
Так, благодаря ребятам, мы с вами можем читать эти замечательные рассказы.
- Многие рассказы Осеевой о дружбе, о том, как важно быть верным, добрым, отзывчивым человеком. Как должен поступать настоящий друг и о том, как иногда друзья бывают жадными, невнимательными, трусливыми.
6. Словарная работа Слайд 9
На экране слова: мудрость, добрый, решительность, работоспособный, доброжелательный, грубый, уважает, злится, умеет слушать, герой, жадный, деликатный, радуется, зависть, делится, обижает, увлекательный, умеет прощать, доброта, чувтво долга, уважает, лжёт, честный, упорность, уверенный, равнодушный, мужество, справедливость.
- Прочитайте слова. Все ли слова понятны? Что это за слова? (Это слова, обозначающие черты характера)
-Назовите те черты, которыми вы бы хотели, чтобы обладал ваш друг.
Слайд 10
7.Прием «Круги на воде». Тема « Друг»
Слово ДРУГ записывается в столбик, и на каждую букву подбираются слова любой части речи, определяющие основные черты настоящего друга.
Д –деликатный, делится, доброта, доброжелательный, долг
Р- разговаривает, решительный, радость
У-уважает, увлекательный, уверенность, упорство, умеет слушать, умеет прощать.
Г – герой, готовый помочь.
Оценивание «Светофор»
Слайд 11
8.Чтение рассказа . Приём «Чтение с остановками».
1).Принёс Ваня в класс коллекцию марок...
...Я тебе потом отдам, - сказал он Ване.
-Что обещал Петя, когда попросил марки у Вани?
2) ...Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны!...
... Посмотрел Петя на товарища исподлобья...
- Верно ли, что Ваня сказал, что в шутку играл? Почему?
3) ...И чего это я с ним дружу? – подумал Петя.
...
«Накоплю ещё марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев – пятнадцать...»
- Как бы вы поступили на месте Пети?
4) ... А Ваня о Петиных долгах и не думает...
...Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?
Как вы оцениваете поступок Пети, хозяин ли он своим мыслям и словам?
5) ....Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать , но не смог.
....Нет, пропало! – говорит Ваня. – И того, что пропало, не вернёшь ты уже никогда.
- Про что думал Ваня, когда сказал: «Нет пропало!» (Дружба пропала)
- Чему научил вас этот рассказ?
Слайд 12
9. Работа в группе Приём «Ромашка вопросов»
Каждая группа получает по два лепестка. Ученики составляют продолжение вопроса по имеющемуся на лепестке началу .Это вопросы определённого уровня мышления по таксономии Блума. Вопросы озвучиваются и прикрепляются к ромашке на доске. Отвечают на вопросы группы по цепочке. Оценивание производит та группа, которая наблюдает.
10. Итог урока
- О чём рассказ?
- Что мешало Пете дружить?
- Какой фрагмент этого рассказа вам больше запомнился? Почему?
Какого бы вы хотели иметь друга, как Петя, или Ваня?
- Чему нас учит этот рассказ?
-Какая пословица подойдёт к рассказу «Долг» Слайд 13
11. Оценивание Слайд 14
Подсчитать количество баллов :25 -24 –«5», 23-20 –«4», 19 – 17 –«3»
12. Рефлексия . Приём Светофор» Слайд 15
1.Всё легко и просто – зелёный свет
2.Надо повторить ещё раз – жёлтый свет
3.Совсем не понятно - красный свет
13. Домашнее задание: стр.87-89 Слайд 16
-Подготовить выразительное чтение и пересказ текста.
-Написать письмо Пете