«Ақмола облысы білім басқармасының Аршалы ауданы бойынша білім бөлімі Аршалы кентінің №1 жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа №1 поселка Аршалы отдела образования по Аршалынскому району управления образования Акмолинской области»

Соцсети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Тема урока: Внеклассное чтение. В. Осеева. Долг.

29.05.2018

                                            Литературное чтение

Тема урока:   Внеклассное чтение. В. Осеева. Долг.

Цель: учащиеся смогут выразительно прочитать рассказ, раскрыть образы героев, оценят действия и поступки.

Задачи урока:

-знакомство с рассказом и вовлечение учащихся в активное обсуждение ;

-развитие осмысленного чтения,  умения анализировать текст, аргументировать, делать выводы,  посредством  приёмов  критического мышления;

- совершенствовать умения внимательно слушать друг друга, развивать коммуникативные навыки общения;

- прививать учащимся навыки нравственных качеств: доброты, любви, ответственности;

- продолжать обучению самооценивания по критериям.

Критерии успеха: я могу выразительно читать и анализировать произведение, дать характеристику героям и их поступкам.

Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, учебник, тетрадь, сигнальные карточки к игре «Светофор».                                               

Ход урока

1. Организационный момент               Слайд 2

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

2. Проверка домашнего задания.           Слайд 3  Время – 5мин

-Сегодня в течение всего урока вы будете себя оценивать, проставлять баллы в листе оценивания. Наивысший балл – 5, низший балл – 3. В конце урока выставим отметку по количеству баллов.

Домашнее

задание

Приём «Круги на воде»

«Чтение с остановками»

«Ромашка вопросов»

Итоговая отметка

 

 

 

 

 

 

        Подсчитать количество баллов :25 -24 –«5»,  23-20 –«4»,  19 - 17 –«3»

                                                                       

Слайд 4

-С каким произведением познакомились на прошлом уроке и кто его автор? (рассказ «Сорок изыскателей» Сергей Голицын)

-О чем этот рассказ? ( о мальчике Мише, который мечтал стать изыскателем, открывать новые месторождения нефти, газа, свинца, урана и

других полезных ископаемых,  и уже в школьные годы занимался обследованием подмосковных оврагов.)

 -Вы должны были написать рассказ – исследование про любой минерал – камень. Как вы с эти справились. Давайте проверим сейчас.

Рассказ о камне. Чтение в паре. Взаимооценивание  по критериям:

1.Соответствие теме.

2. Композиция ( построение  текста)

3. Логическая связь предложений.

4. Грамотность

5. 7-10 предложений.

Предложить прочитать одному ученику от какждой группы.

Оценивание  «Светофор»

3. Актуализация, сообщение темы и цели урока -

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, прочитав которое,  убедимся, как важно бережно относиться друг к другу.

Название рассказа вы узнаете, если правильно сложите буквы в слово

ЛОГД – ДОЛГ                                                     Слайд 5

  -Как вы понимаете слово «долг»? Обратимся к толковым словарям Ожегова, В. Даля. (зачитывание из словарей данного понятия)    Слайд 6

Долг - категория этики, нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. 

Долг- То же, что обязанность. Человек долга (честно выполняющий свои обязательства)..

Долг- то, что взято взаймы.                                                                                 Слайд 7

-Сегодня вы познакомитесь с рассказом В. Осеевой «Долг»

   Вы сможете выразительно прочитать это произведение, раскрыть образы героев и дать оценку их действий и поступков. Какой успех в обучении вас сегодня ожидает?

Критерии успеха: я выразительно читаю рассказ В Осеевой «Долг» и могу оценить действия героев и их поступки.

                                                                                

Слайд 8

 4. Мотивация учебной и познавательной деятельности. Мозговой штурм

Понятие  «долг» неразделимо с понятиями  «дружба» ,  «честь» и «достоинство»А вы можете установить эту связь? Как эти два понятия перекликаются друг с другом?

(Друзья должны быть ответственными друг перед другом, необходимо честно выполнять свои обязательства, быть хозяином своего слова и

действовать по совести).

 5.Изучение новой темы. Знакомство с автором  Игра «Верите ли вы...?»

Прежде чем мы начнём читать рассказ, познакомимся с творчеством  писательницы через игру «Верите ли вы?».

–Верите ли вы, что она родилась в Москве? ( В.А.Осеева родилась в 1902 году в Киеве в семье инженера – строителя ).

– Верите ли вы, что она училась в педагогическом институте? ( Окончив гимназию, она поступила в театральный институт на актерский факультет).

Верно ли, что Осеева работа ла в детском доме в Подмосковье? ( Да, 17 лет).

Верно ли, что под влиянием детей детского дома она начала писать рассказы о детях? ( Да, в детском доме , Осеева начала сочинять рассказы

и читать детям. Они им очень нравились и они уговорили Валентину Александровну написать то, что она рассказала и отнести их в редакцию).

Верно ли, что первый рассказ назывался « Мальчишки»? (Нет, в  1937 году - «Гришка», о мальчике беспризорнике).

Верно ли, что Осеева получила в 1952 году Государственную  премию за произведение “Васёк Трубачёв и его товарищи”.                (Да)

Так, благодаря ребятам, мы с вами можем читать эти замечательные рассказы.

- Многие рассказы Осеевой о дружбе, о том, как важно быть верным, добрым, отзывчивым человеком. Как должен поступать настоящий друг и о том, как иногда друзья бывают жадными, невнимательными, трусливыми.

6. Словарная работа                                            Слайд 9

На экране  слова: мудрость, добрый, решительность, работоспособный, доброжелательный, грубый, уважает, злится, умеет слушать, герой, жадный, деликатный, радуется, зависть, делится, обижает, увлекательный, умеет прощать, доброта, чувтво долга, уважает, лжёт, честный, упорность, уверенный, равнодушный, мужество, справедливость.

- Прочитайте слова. Все ли слова понятны? Что это за слова?   (Это слова, обозначающие черты  характера)

-Назовите те черты, которыми вы бы хотели, чтобы обладал ваш друг.

                     

                                                           Слайд 10

7.Прием  «Круги на воде». Тема « Друг»

Слово ДРУГ записывается в столбик, и  на каждую букву подбираются слова любой части речи, определяющие основные черты  настоящего друга.

Д –деликатный, делится, доброта, доброжелательный,  долг

Р- разговаривает, решительный, радость

У-уважает, увлекательный, уверенность, упорство, умеет слушать,  умеет прощать.

Г – герой, готовый помочь.

Оценивание  «Светофор»

                                                                              

Слайд 11

8.Чтение рассказа . Приём «Чтение с остановками».

1).Принёс Ваня в класс коллекцию марок...

...Я тебе потом отдам, - сказал он Ване.

-Что обещал Петя, когда попросил  марки у Вани?

 2) ...Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны!...

           ... Посмотрел Петя на товарища исподлобья...

- Верно ли, что Ваня сказал, что в шутку играл?  Почему?

 3) ...И чего это я с ним дружу? – подумал Петя.

            ...

«Накоплю ещё марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев –  пятнадцать...»

- Как бы вы поступили на месте Пети?

  4) ... А Ваня о Петиных долгах и не думает...

             ...Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?

Как вы оцениваете поступок Пети, хозяин ли он своим мыслям и словам?

   5)  ....Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать , но не  смог.

           ....Нет, пропало! – говорит Ваня. – И того, что пропало, не вернёшь ты уже никогда.

- Про что думал Ваня, когда сказал: «Нет пропало!» (Дружба пропала)

- Чему научил вас этот рассказ?

                                                                                 

Слайд 12

9. Работа в группе Приём «Ромашка вопросов»

Каждая группа получает по два лепестка. Ученики  составляют продолжение вопроса по имеющемуся на лепестке началу .Это вопросы определённого уровня мышления по таксономии Блума. Вопросы озвучиваются и прикрепляются к ромашке на доске. Отвечают на вопросы группы по цепочке. Оценивание производит та группа, которая наблюдает.

10. Итог урока

- О чём рассказ?

- Что мешало Пете дружить?

- Какой фрагмент этого рассказа вам больше запомнился?  Почему?

 Какого бы вы хотели иметь друга, как Петя, или Ваня?

- Чему нас учит этот рассказ?

-Какая пословица подойдёт к рассказу «Долг»              Слайд 13

11.  Оценивание                                                                Слайд 14

Подсчитать количество баллов :25 -24 –«5»,  23-20 –«4»,  19 – 17  –«3»

12. Рефлексия . Приём Светофор»                                 Слайд 15

1.Всё легко и просто           – зелёный свет

2.Надо повторить ещё раз  – жёлтый свет

3.Совсем не понятно           - красный свет

13.     Домашнее задание: стр.87-89                                 Слайд 16

-Подготовить выразительное чтение и пересказ текста.

-Написать письмо Пете

  

 

Просмотров: 1098

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст